О программе импортозамещения Пензенской области
Региональная программа импортозамещения обсуждена на заседании «круглого стола» под председательством Губернатора Пензенской области Василия Бочкарева 28 января 2015 года.
Около двухсот руководителей научных, производственных и некоммерческих предприятий рассмотрели в Правительстве Пензенской области способы удовлетворения внутреннего спроса высококачественной продукцией собственного производства.
Своё мнение на этот счёт имеет Шаповал О.Л., президент Ассоциации промышленников Пензенской области...
Региональная программа импортозамещения обсуждена на заседании «круглого стола» под председательством Губернатора Пензенской области Василия Бочкарева 28 января 2015 года.
Около двухсот руководителей научных, производственных и некоммерческих предприятий рассмотрели в Правительстве Пензенской области способы удовлетворения внутреннего спроса высококачественной продукцией собственного производства.
Своё мнение на этот счёт имеет Шаповал О.Л., президент Ассоциации промышленников Пензенской области:
Предложенная программа по импортозамещению определяет приоритеты, дает анализ сильных и слабых сторон, указывает некоторые конкретные позиции и является полезной для реального сектора экономики.
Конечно, она будет уточняться программами предприятий, где будут количественные показатели: с конкретными сроками, технологическим, финансовым и кадровым обеспечением. Я же хочу тезисно остановиться на шести актуальных моментах в плане формирования и реализации программы импортозамещения.
Во-первых, с точки зрения самих товаров замещения, в программе целесообразно разделять товары общепромышленной группы и товары народного потребления. Это разные рынки, разные системы продвижения товаров, разная серийность, разная организация работ, разные затраты и разные риски. Мы помним скачки с заказами в отдельных отраслях: то ВПК, то РЖД, то Газпром, то Минатом... С населением все гораздо ровнее. Поэтому в программе должно быть импортозамещение и по общепромышленным товарам и по товарам народного потребления.
Во-вторых, начиная думать о номенклатуре, мы не должны забывать, что над этим же думают предприятия и в других регионах. Необходимо помнить о конкурентоспособности, об имеющихся заделах у себя и других, о барьерах вхождения на рынок с этим товаром. Поэтому возрастает роль маркетинговых исследований и, возможно, эту работу надо сделать сообща, собрав необходимые ресурсы.
В-третьих, на государственном уровне названы меры поддержки импортозамещения, в частности для производства вооружений и военной техники, для фармацевтической и медицинской продукции, для станкостроения и ряда других отраслей. Мы должны очень быстро вместе с областным минпромом навести мосты с федеральными структурами и фондами поддержки, чтобы воспользоваться ею. Нужно включать все рычаги цивилизованного лоббизма. Мы готовы заниматься этим через структуры РСПП.
В-четвёртых, заниматься освоением новых изделий без привлечения ресурсов невозможно. Сегодняшняя учетная ставка ЦБ закрывает возможность привлечения финансов. Мы обратились к руководству РСПП. Такую же озабоченность высказали и другие ассоциации промышленников ПФО. Подготовлено обобщающее обращение от РСПП к Президенту и Правительству РФ. На федеральном уровне проблема снижения учетной ставки ЦБ пока не решается, хотя и рассматривается. Может быть, не смотря на сложное положение с бюджетом, на региональном уровне реанимировать программу субсидирования хотя бы части процентной ставки по кредитам, направленным на импортозамещение?
В-пятых, импортозамещение требует не только умение произвести товар, но и свои механизмы его продвижения. Чтобы предложить конкурентоспособный товар, опирающийся на новые технологии, с учетом фактической изоляции России, особую роль могут сыграть совместные предприятия. Причем организация совместных предприятий с предприятиями развитых европейских стран позволит нам привлечь новые технологии, правда, в обмен на потерю части внутреннего рынка. А организация совместных предприятий на территории стран СНГ позволит нам продвигать свои технологии, расширяя рынок продаж. И, конечно, в программу импортозамещения надо включать товары – заменители импорта, опираясь на инновации. Тем более что поддержка новой продукции государством закреплена в законе «О промышленной политике».
И, наконец, шестое, за последние годы на предприятиях ВПК региона сделаны заметные шаги по техперевооружению. Это большое подспорье для освоения конкурентоспособной как специальной, так и гражданской продукции. Этим конкурентным преимуществом надо успеть воспользоваться. В качестве механизма можно вернуться к практике, когда в объемах на 1 рубль специальной продукции было, условно, 10-15 копеек товаров народного потребления или гражданской продукции.