Делать ставку на своих
20 июля 2021 00:00
Шаповал Олег Леонидович
Президент Ассоциации промышленников Пензенской области
Особое мнение о роли внутреннего инвестора в создании инвестиционной привлекательности Пензенской области
(обозначение проблемы)
Олег Шаповал, президент Ассоциации промышленников Пензенской области

Прошу не относить мои слова ни к положительным, ни к отрицательным отзывам о самом регионе. Цель моего высказывания – обратить внимание на политику региональных властей в отношении пензенских промышленных предприятий.
Считаю, что у данной политики неправильно заданы векторы. Мы постоянно и многократно зазываем в регион внешних инвесторов. В то же самое время недооцениваем роль внутреннего инвестора. В Пензенской области много предприятий, у которых большой объём выпускаемой продукции и ежегодно реализуемое техническое перевооружение их производства соизмеримы с цифрами 100-200 миллионов рублей. В их числе и бумажная фабрика, и мебельное производство, и приборостроение, и системы безопасности… Целые промышленные кластеры.
В связи с этим возникает вопрос: а если сторонний инвестор привезёт эти 200 миллионов? Кто его будет обихаживать и пылинки с него сдувать? Уверен, что все. Тогда почему эти «все» не обихаживают внутреннего инвестора?
При этом внутренний инвестор совместно с пензенскими вузами открывает базовые кафедры, разрабатывает обучающие программы, занимается повышением квалификации своих работников, пытается организовать производственную практику для студентов.
Именно внутренний инвестор занимается прикладной наукой, внедрением новых технологий и развитием уже существующих производств. Не будем забывать, что за счёт этих производств в региональный бюджет поступает основная доля налогов.
Весьма сомнительно, что внешний инвестор будет заниматься тем же. Откуда он будет брать квалифицированные кадры? Наверное, переманивать с местных предприятий. Тем самым он будет работать на развитие Пензенской области? А внутренний инвестор разве не способствует развитию региона?!
Безусловно, внутреннему инвестору нужны преференции, но сегодня у местных производителей нет преференций при сохранении и увеличении рабочих мест; нет преференций при покупке нового оборудования. Если есть, то они условные. Нет никаких налоговых преференций.
В качестве поощрения есть только Доска почёта и вручение грамот первыми лицами.
***
Предлагаю работу инвестиционного совета разделить на два направления. Первое – работа с внешним инвестором. Она легко администрируется: сколько пришло средств в регион, какие мощности запустили, сколько поступило налогов, сколько появилось рабочих мест.
Второе направление совершенно другое – работа с внутренним инвестором: разработка системы преференций уже имеющимся предприятиям с целью увеличения объёмов продукции, модернизации производства, появления новых рабочих мест.
Эти два направления, при кажущейся похожести, друг с другом не пересекаются. Но если у внутреннего инвестора дела пойдут в гору, внешний инвестор не заставит себя ждать и объявится сам.
Поделитесь