X региональная конференция производителей железнодорожной техники

© РСПП

23 октября 2015 г. в Пензе состоялась Х региональная конференция «Объединения производителей железнодорожной техники» (некоммерческое партнерство «ОПЖТ»). Её тема: «Импортозамещение. Новые рубежи развития в дизелестроении, системах железнодорожной автоматики и связи».
Мероприятие проходило под председательством президента НП «ОПЖТ» Валентина Гапановича. В нём приняли участие исполняющий обязанности Губернатора Пензенской области Валерий Савин, представители регионального минпрома, руководители и технические специалисты предприятий НП «ОПЖТ» и департаментов ОАО «РЖД», а также руководители пензенских промышленных предприятий.
В своём выступлении Валентин Гапанович отметил, что в текущем году важным событием, демонстрирующим достижения предприятий партнерства, стал V международный железнодорожный салон «ЭКСПО 1520», проходивший под эгидой НП «ОПЖТ» 2-5 сентября 2015 года в Щербинке. В нём приняли участие 705 компаний из 29 стран; было представлено свыше сотни новейших образцов железнодорожной техники. Мероприятие посетило более 26 тысяч человек.
Говоря в целом о потребности ОАО «РЖД» в дизельных двигателях до 2025 года, президент ОПЖТ озвучил число, превышающее 7700. В этой связи он отметил, что производство дизельных двигателей является одним из важнейших направлений в машиностроении, оказывающим значительное влияние на промышленное развитие страны. Реализация программы разработки и производства на отечественных предприятиях дизельных двигателей нового поколения, отвечающих современным требованиям транспортного машиностроения – это серьезный задел в реализации задач по промышленной безопасности страны.
Безусловно, ОАО «РЖД» являлось и является крупнейшим потребителем продукции железнодорожного машиностроения и других смежных отраслей, 90 процентов которой выпускается предприятиями ОПЖТ. «Естественно, сокращение доли импортозависимой продукции позволит нам направить высвобождаемые средства на расширение программы закупок железнодорожной техники и существенно оздоровит финансовое состояние предприятий Партнерства», - отметил Валентин Гапанович.
По мнению президента НП «ОПЖТ» есть ещё одна серьезная проблема для отрасли – это киберзащищенность критических объектов инфраструктуры. Он считает, что ситуация усугубляется тем, что многие из российских автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП) широко используют иностранные компоненты или попросту являются зарубежными разработками. В связи с этим предприятия Партнерства активно изучают инновационный потенциал промышленности регионов с целью поиска поставщиков современных комплектующих и компонентов. Такое взаимодействие проходит как в рамках региональных конференций, так и на двухсторонней основе.
В завершении своего выступления президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович выразил надежду, что X региональная конференция «Импортозамещение. Новые рубежи развития в дизелестроении, системах железнодорожной автоматики и связи» откроет дополнительные возможности для обмена новейшими технологиями и опытом работы, а также будет способствовать установлению взаимовыгодных партнерских отношений между предприятиями Пензенской области и потребителями продукции.
Поддерживая данное мнение, исполняющий обязанности губернатора Валерий Савин в своём ответном выступлении подчеркнул, что предприятия Пензенской области смогут успешно сотрудничать с российскими железными дорогами и добьются того, что их продукция будет конкурентоспособной и по качеству, и по цене. «Надеюсь, что наша совместная работа в рамках региональной конференции позволит найти применение новой продукции, а также продукции, традиционно поставляемой для ОАО «РЖД». Уверен, что производственный инновационный потенциал предприятий региона будет способствовать укреплению отношений со стратегическим партнером», - отметил Валерий Александрович.
В ходе обсуждения программы импортозамещения представители пензенских предприятий касались решения конкретных вопросов. Генеральный директор ОАО «Электромеханика» Андрей Наземнов, рассказал о современных модульных решениях для железнодорожного транспорта с применением комплектации отечественного производства. Он отметил, что предприятие активно развивается в трех основных направлениях: производство бортовых систем и приборов безопасности на железнодорожном транспорте, выпуск оборудования для атомной энергетики и тепловых электростанций, а также разработка средств управления транспортными потоками.
Как отметил Андрей Владимирович, сегодня около 5 000 магистральных грузовых и маневровых локомотивов ОАО «РЖД» оснащено выпускаемыми «Электромеханикой» электронными скоростемерами серии КПД-3. В каждом депо эксплуатации комплексов КПД-3 имеется стендовое, диагностическое и метрологическое оборудование. Вместе с тем организовано 6 постоянных представительств предприятия на сети железных дорог ОАО «РЖД».
В следующем докладе говорилось о развитии программ по импортозамещению на ФГУП ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко». Представитель предприятия Артём Стешкин выделил основные направления. Среди них – замена изделий и комплектующих (взамен импортных), предназначенных для вооружения, военной техники и спутниковых систем, а также для объектов «Росатома»; производство отечественного оборудования и технологической оснастки в cтанкоинструментальной промышленности; создание и серийное производство материалов, превосходящих импортные аналоги; разработка и внедрение прорывных отечественных технологий, обеспечивающих новую технологическую платформу приборостроения ядерного оружейного комплекса (ЯОК).
Выступление директора по развитию транспортного направления ООО НП «Технопроект» Андрея Назарова было акцентировано на основных преимуществах выпускаемой предприятием инновационной продукции. В частности, были рассмотрены пневматическое и гидравлическое оборудование для тормозных систем подвижного состава, систем жизнеобеспечения пассажирских вагонов, силовых установок локомотивов, а также верхнего строения пути.
На конференции было также представлено контрольно-измерительное оборудование для обслуживания электрических сетей железнодорожного транспорта. С докладом на эту тему выступил Михаил Смирнов, ведущий инженер ОАО «НИИЭМП».
О системе мониторинга и управления жизнеобеспечением зданий постов электрической централизации ОАО «РЖД» рассказал ведущий специалист ООО «ЭнергоКруг» Андрей Бураков.
Вместе с тем в ходе заседания были рассмотрены проблемы поставок продукции для предприятий отрасли в условиях кризиса и импортозамещения.
На конференции между НП «ОПЖТ» и Правительством Пензенской области было подписано соглашение о сотрудничестве. В соответствии с подписанным документом на территории Пензенской области предполагается развитие железнодорожного машиностроения, формирование территориального научно-производственного кластера, обеспечивающего создание, производство и продвижение на рынок конкурентоспособной продукции железнодорожного назначения.
Подводя итоги конференции, её участники отметили поступательное и эффективное развитие отечественного железнодорожного машиностроения – на предприятиях железнодорожной промышленности проводится техническая модернизация производства с учетом необходимости импортозамещения зарубежных комплектующих, обновляется линейка выпускаемой продукции, потребителям поступают инновационные образцы подвижного состава.
При совместных усилиях отечественных предприятий, ОПЖТ, ОАО «РЖД», региональных и федеральных органов власти есть все основания для достижения поставленных задач и обеспечения качественного улучшения предоставляемых железнодорожных транспортных услуг.

Справка
За 8 лет своего развития НП «ОПЖТ» зарекомендовало себя как активная и влиятельная организация в сфере железнодорожного машиностроения как в России (включая страны СНГ), так и на европейском пространстве. В настоящее время в партнёрство входят 177 предприятий, организаций и холдингов железнодорожного машиностроения, что в 3 раза больше его первоначального числа.
Начиная с 2007 года НП «ОПЖТ» взаимодействует с Европейской ассоциацией железнодорожной промышленности (UNIFE) и Центром менеджмента IRIS. В настоящий момент работы по внедрению стандарта IRIS ведутся на 125 российских предприятиях железнодорожной промышленности. По состоянию на 2 октября 2015 г. сертификаты IRIS получили 99 российских предприятий и 8 предприятий на территории СНГ.

Поделитесь