домой 21 февраля 18:04

Российский союз промышленников и предпринимателей

Поиск

Точка зрения

О программе импортозамещения Пензенской области

Региональная программа импортозамещения обсуждена на заседании «круглого стола» под председательством Губернатора Пензенской области Василия Бочкарева 28 января 2015 года.
Около двухсот руководителей научных, производственных и некоммерческих предприятий рассмотрели в Правительстве Пензенской области способы удовлетворения внутреннего спроса высококачественной продукцией собственного производства.

Своё мнение на этот счёт имеет Шаповал О.Л., президент Ассоциации промышленников Пензенской области:
Предложенная программа по импортозамещению определяет приоритеты, дает анализ сильных и слабых сторон, указывает некоторые конкретные позиции и является полезной для реального сектора экономики.
Конечно, она будет уточняться программами предприятий, где будут количественные показатели: с конкретными сроками, технологическим, финансовым и кадровым обеспечением. Я же хочу тезисно остановиться на шести актуальных моментах в плане формирования и реализации программы импортозамещения.
Во-первых, с точки зрения самих товаров замещения, в программе целесообразно разделять товары общепромышленной группы и товары народного потребления. Это разные рынки, разные системы продвижения товаров, разная серийность, разная организация работ, разные затраты и разные риски. Мы помним скачки с заказами в отдельных отраслях: то ВПК, то РЖД, то Газпром, то Минатом... С населением все гораздо ровнее. Поэтому в программе должно быть импортозамещение и по общепромышленным товарам и по товарам народного потребления.
Во-вторых, начиная думать о номенклатуре, мы не должны забывать, что над этим же думают предприятия и в других регионах. Необходимо помнить о конкурентоспособности, об имеющихся заделах у себя и других, о барьерах вхождения на рынок с этим товаром. Поэтому возрастает роль маркетинговых исследований и, возможно, эту работу надо сделать сообща, собрав необходимые ресурсы.
В-третьих, на государственном уровне названы меры поддержки импортозамещения, в частности для производства вооружений и военной техники, для фармацевтической и медицинской продукции, для станкостроения и ряда других отраслей. Мы должны очень быстро вместе с областным минпромом навести мосты с федеральными структурами и фондами поддержки, чтобы воспользоваться ею. Нужно включать все рычаги цивилизованного лоббизма. Мы готовы заниматься этим через структуры РСПП.
В-четвёртых, заниматься освоением новых изделий без привлечения ресурсов невозможно. Сегодняшняя учетная ставка ЦБ закрывает возможность привлечения финансов. Мы обратились к руководству РСПП. Такую же озабоченность высказали и другие ассоциации промышленников ПФО. Подготовлено обобщающее обращение от РСПП к Президенту и Правительству РФ. На федеральном уровне проблема снижения учетной ставки ЦБ пока не решается, хотя и рассматривается. Может быть, не смотря на сложное положение с бюджетом, на региональном уровне реанимировать программу субсидирования хотя бы части процентной ставки по кредитам, направленным на импортозамещение?
В-пятых, импортозамещение требует не только умение произвести товар, но и свои механизмы его продвижения. Чтобы предложить конкурентоспособный товар, опирающийся на новые технологии, с учетом фактической изоляции России, особую роль могут сыграть совместные предприятия. Причем организация совместных предприятий с предприятиями развитых европейских стран позволит нам привлечь новые технологии, правда, в обмен на потерю части внутреннего рынка. А организация совместных предприятий на территории стран СНГ позволит нам продвигать свои технологии, расширяя рынок продаж. И, конечно, в программу импортозамещения надо включать товары – заменители импорта, опираясь на инновации. Тем более что поддержка новой продукции государством закреплена в законе «О промышленной политике».
И, наконец, шестое, за последние годы на предприятиях ВПК региона сделаны заметные шаги по техперевооружению. Это большое подспорье для освоения конкурентоспособной как специальной, так и гражданской продукции. Этим конкурентным преимуществом надо успеть воспользоваться. В качестве механизма можно вернуться к практике, когда в объемах на 1 рубль специальной продукции было, условно, 10-15 копеек товаров народного потребления или гражданской продукции.

Rambler's Top100 Rambler's Top100